Адаптация первоклассников

Чтобы первоклассник комфортно себя чувствовал в первом году обучения, родителям необходимо в этот период проявлять спокойствие, чуткость и знать особенности адаптации детей к школе. Оттого, как они реагируют на его неудачи, какие требования выдвигают, на сколько понимают трудности первого года обучения, зависят успеваемость первоклассника, социальная  адаптированность, взаимоотношения с одноклассниками и педагогами.

Узнайте, что происходит с первоклассником  в период адаптации.

Школа с первых дней ставит перед ребенком задачи, для решения которых он мобилизует свои интеллектуальные и физические силы. Многие требования ему сложно  выполнять: высиживать урок в одной и той же позе;  не отвлекаться и следить за мыслью учителя; делать  не то, что хочется, а то, что требуют.

Первоклассники не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним. Поэтому необходимо время, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям. Выделяют три  уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень. Ребенок положительно относится к школе, адекватно воспринимает требования, которые ему предъявляют. Он легко усваивает учебный материал, решает усложненные задачи, внимательно слушает объяснения учителя, прилежен. Проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Охотно и добросовестно выполняет общественные поручения.  Пользуется авторитетом среди одноклассников.

Средний уровень. Первоклассник положительно относится к школе, она не вызывает у него отрицательные переживания. Школьник понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно. Усваивает основное  содержание учебных программ, самостоятельно решает  типовые задачи. Но задания и поручения выполняет  только тогда, когда его контролирует взрослый. Бывает  сосредоточенным, если занят чем-то для него интересным. Общественные поручения выполняет добросовестно. Дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень. Первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе. Часто жалуется на здоровье, находится в подавленном настроении,  нарушает  дисциплину. Учебный материал воспринимает фрагментарно,  испытывает трудности при самостоятельной работе  с учебником. Его необходимо постоянно контролировать,  систематически напоминать и побуждать к действиям.  Ребенок сохраняет работоспособность при удлиненных  паузах для отдыха. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. Ни с кем из класса близко не дружит. Знает по именам и фамилиям часть  одноклассников.

Ознакомьтесь с признаками школьной  дезадаптации.
Школьная дезадаптация – это нарушение адаптации  ребенка к условиям школы, при котором снижаются  способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения  с учителями и одноклассниками.
Признаки школьной  дезадаптации, ребенок:
– боится идти в школу;
– худеет, теряет аппетит, плохо спит, часто болеет;
– жалуется на усталость и головную боль;
– проявляет необоснованную агрессивность;
– ведет себя замкнуто;
– не обращается за помощью к учителю;
– может заблудиться в здании школы;
– теряет навыки самообслуживания
– не может сам  переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники;
– может начать заикаться, часто моргать глазами,  покашливать;
– не усваивает учебный материал, на уроках невнимательный.
Проанализируйте примеры проблемных ситуаций учеников при школьной дезадаптации, причины и способы их устранения.
Воспользуйтесь памяткой, чтобы  помочь ребенку избежать срывов и болезней в первый  год обучения. При возникновении трудностей обратитесь к школьному психологу.

С уважением,
Юлия Владимировна Иванова

Дата обновления страницы: 29.10.2025

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Молодёжь и дети