Мотивация к обучению: как объяснить ребёнку, зачем учиться

Что такое мотивация в учёбе с точки зрения психологии?

Мотивация — побуждение к действию, и оно бывает внутренним и внешним. Внутренняя мотивация учиться появляется, когда понимаешь: без этого никак не обойтись в жизни. Любой начинает учиться быстрее, если осознаёт, что от этого зависит безопасность и комфорт.

Меняется ли мотивация с возрастом?

Произвольность — это навык удерживать внимание на том, что не кажется слишком интересным. Он развивается только к семи годам. В этом возрасте ребёнок может фокусироваться на предмете, который его не увлекает, примерно 30–40 минут. При этом он заметно устаёт, так как пока не умеет преодолевать трудности усилием воли.

Если урок проходит с игрой, дети легко выдерживают 40 минут и даже больше — у них остаются силы продолжать.

В подростковом же возрасте энергия почти в последнюю очередь направляется на учёбу. Но получать знания всё равно надо, и подросток делает это скорее вопреки. Если кризис проходит вовремя, как раз к выпуску из школы формируется более зрелая мотивация. Старшеклассник учится, так как понимает, что ему это действительно нужно — в том числе чтобы построить будущее.

Как объяснить детям, зачем учиться?

Ученикам начальных классов лучше транслировать, что образование — семейная ценность: ты ходишь в школу, потому что родители считают это важным.

Лучший источник мотивации — увлечённый родитель.

Что касается подростка, то для него семейные ценности уже значат меньше, поэтому действеннее обращать внимание на его личные идеалы. Кому-то важно, что девушкам интереснее общаться с умными молодыми людьми, а кому-то — что образование даёт возможность жить интереснее.

В целом нужно вместе обсуждать сложности, верить в своих детей и их самостоятельность. Важно видеть в них людей. Если у ребёнка есть свобода, он взрослеет на глазах.

Из-за чего у ребёнка может снизиться или пропасть мотивация учиться?

Есть несколько основных причин:

• Нет жизненной необходимости в обучении. Ребёнок чувствует, что родители помогут абсолютно во всём. Тогда снижается внутренняя мотивация.

• Ребёнок не получает обратной связи. Для детей особенно важно, чтобы их усилия замечали и признавали. Причём не обязательно хвалить за достижения — можно просто радоваться или удивляться. Иначе снижается внешняя мотивация.

• Ребёнок слишком переживает из-за неудач. Часто это происходит из-за недостижимых задач. В таком случае стоит организовать обучение по силам: успехи начнут вдохновлять.

• Может оказаться, что дело в заниженной самооценке. Если ребёнку всё время говорят «ты неправильный!» или он сам ощущает себя таким, может появиться неуверенность. Это большая преграда, особенно перед незнакомыми задачами.

Это не значит, что нужно непременно хвалить за всё. Важно грамотно подчёркивать сильные и слабые стороны. Так ребёнок поймёт: пускай одно дело даётся сложно, зато другое получается отлично.

• Ещё один барьер — слишком активный родительский контроль. С ним ребёнок начинает ощущать, что учёба — дело родителей, а не его забота.

Гипервключённость мамы и папы, поддерживаемая школой, — большая современная проблема.

Прекрасно, что родители придают много значения образованию. Но когда они замещают детскую потребность в обучении своей — мотивация сходит на нет.

Какими действиями и фразами можно случайно погасить мотивацию?

Изначально мотивация заложена в детской психике. Но иногда мы, взрослые, разрушаем естественный механизм.

Принесут вред любые обобщения: «ты всегда…», «ты вечно…», «от тебя никогда…». Также не помогут постоянные критические замечания и сравнения с другими: «А вот твоя сестра Маша в этом возрасте уже говорила на трёх языках».

Одну и ту же ситуацию можно обернуть по-разному. Если у ребёнка не складывается с сочинением, можно сказать: «Смотри, письмо тебе даётся сложно, но зато ты отлично справляешься с математикой». Это поддержит ученика. А если он услышит: «Пиши быстрее, ты просто ленишься», — мотивации не прибавится.

Кроме того, не стоит переходить на личности. Если называть ребёнка невнимательным и глупым, это вряд ли положительно скажется на его самооценке. Лучше аккуратно отметить: «Ты написал с ошибками — исправь их, пожалуйста».

Лень, отсутствие интереса и снижение мотивации — это одно и то же?

Проще назвать ребёнка «ленивым», чем разбираться, что происходит с ним на самом деле. Но это опасное слово — оно оценивает и осуждает. Ребёнку кажется, что он приносит разочарование, и мы считаем его «плохим».

«Лень» — бытовое название сниженной мотивации.

Лучше уж говорить: «Я огорчаюсь, что ты до сих пор это не сделал». Недовольство легко исправить. А вот клеймо лени — будто навсегда. Это качество, которое приписали личности. И ребёнку уже не захочется доказывать, что на самом деле он не такой.

Оптимальный вариант — попробовать разобраться вместе с ребёнком, почему же ему так не хочется учиться. Можно привлечь специалистов: врачей, учителей и психологов.

Когда можно точно говорить о нарушениях мотивации, а не о других явлениях?

Конечно, может оказаться, что ребёнок не хочет учиться по другим причинам: из-за гиперусталости, астении — повышенной утомляемости и истощении организма — или депрессии, когда нет сил даже заправить кровать. А бывает, что слишком активное обучение не совпадает с флегматичным темпераментом ребёнка — и наоборот.

Если в характере, поведении или отношении к учёбе что-то резко поменялось, дело может быть в заболевании или психологической травме. С этим лучше обратиться к врачу и психологу.

В остальных случаях лучше попробовать приспособить образовательный процесс к ребёнку, а не безуспешно заставлять его учиться тому, что не нравится.

Ребёнок начинает учиться новому, быстро бросает — и ситуация повторяется. В чём проблема?

Иногда материал подаётся странно, без учёта детской специфики, или просто не подходит темпераменту ребёнка. Бывает, теряется контакт с преподавателем: предмет нравится, а педагог — нет. Или не складываются отношения с классом.

Главное — обсуждать само явление. Тогда будет легче понять, что именно сложно, в чём нужна помощь.

Ещё случается, что расходятся фантазии и реальность: ребёнку кажется, что он возьмёт в руки гитару и сразу начнёт играть, а на самом деле научиться этому — большой труд.

Если вы хотите, чтобы у детей появились новые интересы, разговаривайте с ними: делитесь тем, что увлекает вас, ловите то, что нравится им. В глубине души всем хочется быть экспертами в каком-то вопросе. Поэтому впечатляйтесь, удивляйтесь, доверяйте ребёнку и благодарите его. Пусть он чувствует себя нужным и важным.

Мотивация в учёбе онлайн и офлайн: есть ли разница?

В школе дети учатся не только делить и умножать, но и общаться, строить отношения, переживать эмоции от дружбы и предательства. Это очень важно для развития ребёнка.

Но есть дети с особенностями, которым значительно легче учиться онлайн. Их не отвлекают сложности больших школ, связи с другими детьми, лишний шум и суета.

В ближайшее время нас ждут смешанные форматы, где важны навыки самоподготовки. Чтобы их укрепить, важно задавать ребёнку вопросы: «Как тебе это удаётся?», «Как ты с этим справляешься?», «Что для тебя в этом сложно?».

Чаще всего детям нужны не советы, а поддержка, участие, интерес. Обсуждайте сложности и победы — и всё получится.

 

 

Дата обновления страницы: 06.04.2022

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122