Первого сентября школы наполняются радостными голосами бывших дошколят, готовых к новым знаниям и открытиям. Они разные: светлые и темноволосые, шустрые и застенчивые, но всех объединяет общая гордость – новый статус. И совсем скоро появляются первые трудности. Конец первой четверти – самое время заметить их и начать решать.
Адаптация первоклассника
Первые дни ребенка в школе связаны с процессом адаптации – привыкания к новым условиям и статусу. Привыкание происходит сразу по двум параметрам: физическому и психологическому. Длительность этого периода зависит от психофизических особенностей ребенка и в среднем занимает от 3-х до 6 месяцев.
Трудности вполне объективны:
- изменился распорядок дня;
- ограничение времени для игры и свободной деятельности;
- невозможность самому определять свою длительность;
- необходимость подчиняться требованиям учителя и правилам школы;
- появление большого числа новых знакомых.
Особенно трудно принять изменения детям с индивидуальными особенностями нервной системы. Это:
- гиперактивные дети, у которых возбуждение преобладает над торможением и снижена концентрация внимания. Самое сложное для них – выдержать 35-45 минут урока и при этом слушать и воспринимать информацию. Честно говоря, впервые школьные месяцы это трудно всем детям.
- Соматически ослабленные дети, у которых повышен порог утомляемости. Они быстро устают, им требуется отдых или хотя бы смена деятельности. Такие дети не могут концентрироваться, не воспринимают информацию, ощущают дискомфорт физического состояния.
- Инфантильные дети, воспринимающие школу как игру, которая затянулась и надоела, к тому же перестала быть интересной. Дети стараются найти себе другое занятие или пытаются слезами и нытьем манипулировать взрослыми.
- Дети с низким уровнем общительности. Постоянные прикосновения к ним (задели, толкнули, дотронулись) и необходимость взаимодействовать с кем-то вызывают у них стресс.
- Хорошо подготовленные дети, которым скучно в первые месяцы учебы, так как им все известно. Из-за скуки такие дети тоже ищут себе другое занятие, теряя интерес к учебе.
Не стоит думать, что кто-то легко проходит адаптацию – всем детям сложно, и чтобы помочь, нужно понимать трудности этого периода.
Трудности первого класса
- Привыкание к новому распорядку. Школа не терпит расхолаживания и лени. Надо вставать и идти, даже если плохая погода, ты устал учиться и много чего ещё. На каком-то этапе многие дети пытаются устанавливать свои правила с помощью слез, истерик, придумывания сложных ситуаций или жалоб на плохое самочувствие.
Как помочь: Эта проблема решается не быстро. Нужно время, чтобы детский организм привык к новому режиму и подстроился к нему. Самое главное, не нарушать режим и не идти на поводу у ребенка, даже если манипуляции очень убедительны. Не позволяйте школьнику расслабляться, не давайте ему думать, что это возможно. Пропуски школы могут быть только по очень уважительной причине. - Проблемы с усидчивостью. Уроки в первом классе длятся 35 минут, и чтобы предотвратить усталость, учитель использует физкультминутки. В первом классе в течение урока их несколько. Однако некоторые дети и с «передышкой» не способны спокойно высидеть урок.
Как помочь: если ребенок относится к числу гиперактивных, значит, нужно дать выход его энергии до школы. Хорошая утренняя зарядка, а может даже пробежка, прогулка, а не поездка до школы поможет ребенку немного устать, и тогда его организм направит силы на усвоение информации. - Проблемы концентрации внимания. Не могут долго концентрироваться на уроке и одаренные и инфантильные дети – им скучно.
Как помочь: Инфантильные младшие школьники нуждаются в игровых технологиях, а одаренным детям нужно с первых дней давать усложненные индивидуальные задания. В свободное от школы время необходимо воспользоваться рекомендациями по развитию внимания и увеличению концентрации, организовывая с детьми игры и упражнения в этом направлении. - Ухудшение здоровья. В любом большом коллективе существует опасность подхватить инфекцию. Влияние погоды тоже никто не отменял. Еще одна опасность таится в перепаде температур. Школьникам свойственно активно бегать на переменах и после этого выйти в холодный коридор или на крыльцо, чтобы охладиться, расстегнуть одежду на улице. Дети с ослабленным здоровьем в первом классе очень часто болеют, а, значит, пропускают уроки. После болезни им приходится снова привыкать к школе, что дает нагрузку на нервную систему и вызывает новые болезни.
Как помочь: закаляйте ребенка, поддерживайте его иммунную систему витаминами и специальными препаратами. В период всплеска ОРВИ нужно использовать профилактические препараты, маски для лица. При болезни проведите дома полный курс лечения, не спешите в школу. При нормальном самочувствии занимайтесь дома, но порционно (понемногу). Первые дни в школе после болезни лучше провести сокращенно с облегченной нагрузкой. - Детская тревожность. Не все первоклассники уверены в себе и своих силах. Многие дети очень боятся не оправдать надежд родителей. Страх ответить неправильно, сделать ошибки, получить замечание может быть очень велик. Тревожность мешает ребенку нормально учиться и полноценно общаться.
Чем помочь: не ставьте перед детьми непосильных задач, не требуйте больше, чем позволяют их способности, не сравнивайте с другими, не стыдите за то, что не справляются с заданиями. Поддержите своего школьника. Чаще хвалите, создавайте для него ситуации успеха. Отправляйте в школу с твердой уверенностью: «Я справлюсь. А если что-то не получится – мне всегда помогут». - Низкий уровень развития мелкой моторики. Именно эта проблема вызывает больше всего трудностей в школе.
Как помочь: давайте дома задания на мелкую моторику. Их не должно быть много, но выполнение требует качества. Следуйте принципу: «лучше меньше да лучше». При низком усвоении знаний просматривайте с вечера задания следующего дня. Их не надо выполнять заранее, но подготовить к ним ребенка стоит. В этом случае вы дадите первокласснику ситуацию успеха и сохраните интерес к занятиям. - Трудности общения и взаимодействия. Многие дети воспитывались на определенном эгоцентризме, и трудности могут быть связаны с застенчивостью, аутистическими чертами, концентрацией на себе, неумением дружить. У одних детей нет вообще потребности в общении с другими, и необходимость взаимодействия вызывает дискомфорт. Других детей настраивают родители, что в классе все конкуренты, и делиться ни с кем ничем не надо. А третьи настолько уверены в своей исключительности, что не видят себе равных.
Как помочь: вводите детей в социум постепенно, направляя на общение с окружающими. Учите детей задавать вопросы и отвечать на них, совершать элементарные действия по взаимодействию с окружающими (передать деньги за проезд, оплатить покупку, обратиться с вопросом к другому человеку, познакомиться с кем-то на площадке). Даже если у ребенка нет потребности в общении, нужно учить его взаимодействию.
Темп адаптации у каждого ребенка свой. С трудностями в школе неизбежно сталкивается каждый ребенок, и как он преодолеет эти трудности, зависит от семьи. Но вам всегда готов прийти на помощь педагог-психолог нашей школы. Сотрудничество семьи и школы дает положительный эффект в социализации и адаптации первоклассника.
Уважаемые родители, не игнорируйте рекомендации вашего учителя и педагога-психолога. Многие трудности в адаптации и учебе поддаются коррекции. Совместная работа со специалистами способствует успешному развитию вашего ребенка и повышает его мотивацию к учебе.