Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения
Вряд ли можно найти такого родителя, который не хотел бы, чтобы его ребенок-подросток был самостоятельным и ответственным. Все мы желаем своим детям только лучшего, хотим, чтобы они были лучше нас, чтобы они не наступали на те же «жизненные грабли», на которые в свое время наступали мы. Однако, вот в чем парадокс: очень сильное желание родителя уберечь от жизненных неудач своего подростка, оказывает последнему «медвежью услугу». Так как же сформировать настоящую ответственную позицию к жизни у молодого поколения в подростковом возрасте? Ведь никто не поспорит с тем, что в этом и заключается воспитательная работа родителей. Именно эту тему мы обсудим.
В нашем обществе, увы, принято сравнивать ответственность за собственные поступки с тяжелой ношей. Многие из взрослых неосознанно сравнивают личную ответственность с уголовной и административной ответственностью, поэтому ответственность чаще пугает, чем дисциплинирует.
Чтобы сформировать ответственную позицию у подростка по отношению к своим поступкам, следует ее всячески поощрять, находить в ней интерес и обязательно подкреплять высказываниями: «ответственность – удел личностей, сильных людей!», «быть ответственным за свои поступки – это очень интересно, потому что ты сам являешься создателем собственной судьбы. А что же может быть лучше?». Лишь только получая удовольствие, удовлетворение от собственной ответственности, подросток будет способным брать эту ответственность на себя.
Ответственность – это осознанность.
Осознанно делать выбор в пользу определенного действия или бездействия.
Я ушел с урока, потому что я захотел погулять.
А не: Я ушел с урока, потому что Федя предложил погулять.
Осознавать возможные последствия.
Я опоздал, потому что я поздно вышел.
А не: Я опоздал, потому что пробки на дорогах.
Отвечать за свои поступки
Я написал контрольную на два, я подготовлюсь и исправлю.
А не: Я написал контрольную на два, ну и что.
Осознавать свой вклад в случившееся, думать о своих действиях, а не о чужих.
Я подрался с Петей, потому что я разозлился и не смог сдержаться, когда он назвал меня дураком.
А не: Я подрался с Петей, потому что он обзывал меня и полез на меня с кулаками.
«Ответственность — это осознанное поведение, это проявление сознательности в своих поступках. Это не перекладывание своих проблем на чужие плечи, не обвинение других, не представление себя в качестве жертвы, а позиционирование себя как самостоятельной личности, понимающей результат своего действия или бездействия».
Одной из возрастных задач подросткового периода является принятие ОТВЕТСТВЕННОСТИ за свою жизнь и ПОСЛЕДСТВИЙ своих поступков
Как помочь подростку в решении этой задачи?
- Делиться своим опытом;
- Задавать вопросы: «как ты думаешь, что будет если….?»;
- Разбирать ситуации, отделять «зерна от плевел», показывать, где начинается его ответственность, а где — другого человека.
В подростковый период, дети считают себя очень взрослыми, стремятся делать по-своему, принимают свои собственные решения, экспериментируют, нарушают правила. Следовательно, ситуаций для анализа – множество.
Практические приемы взаимодействия родителей со своими детьми«
Зачастую, ребёнок попадает в различные конфликтные ситуации, родитель должен уметь правильно реагировать на последствия. Рассмотрим несколько ситуаций, в которые часто попадают дети и способы разрешения этих ситуаций:
Каждый день забываю дневник. Помогите!
Предполагаемые выходы из проблемной ситуации.
- Приучите ребёнка соблюдать режим дня
- Во время сбора портфеля не сидите у него “над душой”. Дайте ребёнку возможность проявить самостоятельность.
- Непринужденно вместе с ребёнком проверьте наличие собранных учебных предметов
- Выработайте единую систему контроля над подготовкой к следующему учебному дню.
Учусь на двойки. Стараюсь, но ничего не получается. Помогите!
- Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” — достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки, и дома от родителей он: ждёт спокойной помощи, а не новых попрёков.
- Спокойно разобраться в ситуации.
- Чтобы избавить ребёнка от недостатков замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребёнок просто отключиться, станет нечувствителен к вашим оценкам. Выберите из множества недостатков ребёнка только тот, который хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нём. Остальные будут преодолены позже.
- Посоветуйтесь с ребёнком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Если вас беспокоит техника чтения, не требуйте от ребёнка одновременно и выразительности, и пересказа.
- Критиковать – исполнение, хвалить – исполнителя (Ребёнок обычно считает, что оценивают всю его личность. Родители должны ему помочь отделить оценку его личности от оценки его работы).
- Положительная оценка должна относиться к ученику, который стал чуточку более знающим и умелым. Но при такой персональной похвале критика должна быть, возможно более безличной: Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два. Эта форма оценок стимулирует исправление оценок, но не сказывается отрицательно на отношении ребёнка к знаниям, его вере в успех.
- Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Именно тогда возникает деловая мотивация учения: “Ещё не умею, но могу и хочу знать”.
- Родители должны ставит перед ребёнком более конкретные и реальные цели, тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он в диктанте допустил 9 ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребёнком, если это будет достигнуто.
- Родители должны учить своих детей самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления трудностей.
- Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте “линеечки”, графики, таблицы и т.д., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребёнка.
Остался один, нет друзей. Помогите!
- Объясните ребёнку, что человеческая привлекательность – это гораздо больше, чем природная красота
- Как можно чаще беседуйте со своими детьми. Если дети в таких беседах научаться выражать свои мысли и чувства, обсуждать самые разнообразные вопросы, для них не составит труда непринуждённые разговоры с другими детьми.
- Помогите ребёнку стать хорошим другом. Вы должны его научить быть добрым, отзывчивым; ребёнок должен уметь дарить любовь и теплоту, быть надёжным другом.
- Для ребёнка важным состоянием является ощущение своей защищённости. Для этого родители должны помочь ему выработать положительную самооценку.
- Верьте в своих детей. Цените их, постарайтесь оказывать гостеприимство людям, которых ваши дети выбрали в друзья, даже если вы не одобряете их выбор.
Разрешение этого конфликта очень во многом зависит от умения ребёнка ладить с другими детьми. Поэтому одна из главных задач родителей: помочь детям в развитии социальных навыков.
Чему необходимо научить ребёнка?
- Любить себя. Любовь к себе – наиболее фундаментальная и существенная из всех способностей. Пока ребёнок не будет ценить собственную жизнь, он не станет деятельным, а значит, не сможет реализовать себя.
- Интерпретировать поведение. Ребёнок должен научиться понимать и объяснять поведение людей и тогда он не будет склонен огорчаться в подобных ситуациях.
- Ребёнка надо учить объяснить собственное поведение. Тогда он лучше сможет понять, чего от него хотят, что он делает не так и почему с ним это случается.
- Общаться с помощью слов. Ребёнок, который может объяснить, что с ним происходит, словами, помогает другим лучше понять себя и этим снимает многие проблемы.
- Понимать различия меду мыслями и действиями. Если ребёнок о чём-то переживает, надо научить его говорить о своих чувствах, а не переводить их в постоянные мысли, которых он боится или стесняется. Тогда его учебная боль проходит, и детское сознание может воспринимать учебную или другую задачу.
- Интересоваться и задавать вопросы. Родители должны поддерживать у ребёнка инстинкт любознательности и учить самих вылавливать ответы на вопросы, помогать искать и находить.
- Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов
- Не бояться неудач. Детям надо помочь понять, что на ошибках учатся.
- Доверять взрослым, знать, в чём можно полагаться на взрослого
- Думать самому. Чувство собственной уникальности и способности к выбору – жизненно важная часть человеческого существования