Советы психолога как продуктивно провести самоизоляцию с детьми и подростками
В режиме самоизоляции необходимо соблюдать рекомендации специалистов и реже выходить из дома. Хотя ваши дети, особенно если они подростки, будут рваться на улицу, захотят использовать это время для встреч с друзьями. Им кажется, что внеплановые каникулы жалко проводить дома и можно использовать более приятным и полезным образом.
Пускать на самотек процесс обучения на карантине родителям не стоит. Просто потому, что самим детям организовать себя крайне сложно: психические функции самоорганизации и самоконтроля в юном возрасте еще недостаточно развиты. Рядом должен быть рядом взрослый. К тому же дома много отвлекающих факторов — младшие братья и сестры, игрушки, если речь о младших школьниках, гаджеты, если говорить о подростках. Им, кстати, сконцентрироваться сложнее других: в 12-14 лет снижение интереса к учебе – нормальное явление, хочется больше общаться со сверстниками, а на карантине это сложно, и ребята пытаются компенсировать это соцсетями и мессенджерами.
Не исключены раздражение, плохое настроение, повышение агрессии, что точно не способствует продуктивной учебе. Задача взрослого – помочь выстроить четкий режим дня.
Обсудите с подростком, чем он мог бы заняться во время домашнего обучения.
- Составьте список дел или распорядок дня. В качестве необходимых туда необходимо включить он-лайн обучение, выполнение домашнего задания, подготовку к экзаменам, занятия с репетиторами по скайпу, физические упражнения, домашние обязанности. А в качестве желаемых – общение с друзьями он-лайн, фильмы, компьютерные игры, музыка и др. Может быть, ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. В этом помогут уроки в интернете.
Важно было бы составлять и план на день: структурирование делает день осмысленным, вам и вашим детям становится понятно, на что потрачено время, что сделано за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольными.
- Если вы и ваш ребенок оказались дома, это возможность больше общаться друг с другом.Обсудите с подростком, чем он хотел бы заняться совместно с вами – возможно, посмотреть какой-то фильм или сериал, заняться совместным творчеством, почитать или послушать книгу, а потом обсудить это вместе. Возможно вы захотите приготовите новое интересное блюдо или сыграете в настольную игру. Или просто поговорите по душам, вспомните что-то приятное. Такое общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена. Сейчас каждому из нас, и взрослому, и ребенку, необходимо спокойствие и собранность. Поддержка в семье поможет пережить все трудности, которые сейчас настали.
- Если дома оказались несколько человек, важно, чтобы у каждого было время для автономного существования. Умение быть отдельно и заниматься своими делами – не менее важное умение, чем быть вместе.
- Поговорите с подростком,объясните, почему возникли ограничения. Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у него какие-то страхи по поводу вируса. Если подросток напуган, вместе обсудите его опасения. В разговоре важно не напугать, не передать свои страхи, если они есть, — так можно лишь усилить его беспокойство, а заодно и свое. Тревоге подростка можно противопоставить простую, понятную ему информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии гриппа, когда на карантин закрываются классы или школы в различных регионах страны, люди болеют, подавляющее большинство выздоравливает без последствий.
- Обратите внимание подростка на соблюдение правил гигиены. При этом не стоит давить, контролировать каждый шаг подростка. Постоянные напоминания могут вызвать протестные реакции и привести к конфликтам. Подросток перестанет вас слушать, будет игнорировать любую, даже самую важную, информацию, если она исходит от родителей. Если подросток тревожный, чувствительный, частые замечания могут усилить его страхи: он будет уделять чрезмерное внимание мытью рук и дезинфекции гаджетов.
Это путь к тревожным расстройствам. Покажите, что правила гигиены и другие необходимые правила – это то, что соблюдают значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты. Их пример может быть более весом для подростка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно и чего делать не стоит.
- Во время карантина следует поддерживать привычный режим дня, иначе детям будет сложно вернуться к учебному ритму, когда время изоляции закончится. Важно, чтобы подросток вставал и ложился в привычное время, не оставался в кровати большую часть дня.
Важно соблюдать режим труда и отдыха ребенка, своевременно делать перерыв при работе с компьютером, делать гимнастику для глаз и физические упражнения. Поддержание своего тела здоровым и физически сильным – важнейшая задача.
Дистанционное обучение – это нужный навык в современном мире, серьезный шаг в самодисциплину, ценный опыт для вас и вашего ребенка.
Мероприятия по самоизоляции – это временные меры Государства и в ближайшее время мы все вернемся к привычной жизни. Важно поддерживать себя в психологическом равновесии, проводить время дома с максимальной пользой для себя и своих детей.
Для психологического равновесия постарайтесь чаще в своей речи пользоваться позитивными словами, думайте и говорите созидательно, старайтесь в повседневной жизни замечать хорошее, постарайтесь принять происходящую вокруг ситуацию спокойно. Ваше здоровье в ваших руках. Берегите себя и своих близких.