Выявление деструктивного поведения несовершеннолетних

Информация для законных представителей (родителей) несовершеннолетних.

Деструктивное поведение — это действия (словесные или практические), направленные на разрушение внешних и внутренних структур; стремление человека нарушить свою внутреннюю гармонию, нанести вред себе или окружающим.

Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих, общества в целом. Игнорирование
или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм и иные).

За некоторые деструктивные действия несовершеннолетних законодательством Российской Федерации предусмотрена административная или уголовная ответственность.

ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ
причинение физического ущерба другим людям (побои, драки (регулярные и/или массовые) действия с риском для жизни и (или) здоровья (паркур, зацепинг и иные)
моральное унижение других людей, провоцирование конфликтов, участие в травле (буллинге) интернет-зависимость, патологическая страсть к азартным играм
намеренное нарушение социальных отношений (революционные действия, террористические акты, перевороты, протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм) употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ
жестокость к животным (пытки, умерщвление, издевательства) чрезмерное видоизменение собственного
тела (татуировки, шрамирование, пирсинг)
вандализм (порча неодушевленных предметов, разрушение памятников архитектуры, произведений искусства и др.) суицидальное поведение, суицид
экоцид (нанесение вреда объектам природы)

 

Как же нам не допустить беды?

Нужно быть очень внимательным к своим детям, ученикам.

Обратите внимание на алгоритм действий для родителей по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетнего. Обратите внимание на это документ во вложении.

При выявлении признаков деструктивного поведения ребенку требуется психологическая помощь.

На первом этапе возможно консультирование с психологом без участия несовершеннолетнего, но если исполнение первичных рекомендаций специалиста не дает результатов, и ситуация ухудшается, то родителю необходимо посетить психолога (в образовательной организации, центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в учреждении социального обслуживания (территориальном центре социальной помощи семье и детям, центре психолого-педагогической помощи населению, центре экстренной психологической помощи и иных), в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и иных), в медицинской организации и иных) вместе с ребенком, чтобы специалист смог оценить все факторы риска деструктивного поведения.

РОДИТЕЛЯМ РЕКОМЕНДУЕТСЯ

  • проявить к ребенку ласку и заботу, постараться открыто обсудить причины поведения, появления деструктивных признаков, но при этом не допускать в речи осуждающих фраз и не обвинять его в совершении чего-либо предосудительного
  • рассказать о своих проблемах и переживаниях в его возрасте, о собственном отношении к выявленной проблеме (к наркотикам, жестокости, травле, протестным движениям и др.)
  • принять меры по кратковременному изменению информационной среды несовершеннолетнего, обеспечить совместный с ним досуг в течение нескольких дней (например, без предупреждения
    отправиться в гости, в другой населенный пункт, на дачу, в горы или на море; внезапная пропажа ребенка из поля зрения лица, вовлекающего в деструкцию, часто влечет прекращение дальнейшего «сотрудничества»)

ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ТРЕВОЖНЫХ СИГНАЛОВ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Главная цель — переключить внимание и активизировать положительные качества и внутренний потенциал ребенка, мотивировать на социально-позитивное и законопослушное поведение.

Действия родителей (законных представителей) по устранению факторов риска, развитию личностных ресурсов ребенка, созданию поддерживающей среды помогут не допустить развитие деструктивного поведения.
Предупредить деструктивное поведение подростка поможет родительская забота, своевременное обращение к специалистам (психологам, медицинским работникам и др.). Всегда лучше предотвратить беду, чем исправлять разрушающий характер деструктивного поведения.

РОДИТЕЛЬ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ЕСЛИ

  • ведет вместе с ребенком здоровый образ жизни
  • проводит с ребенком совместный культурный досуг, способствует творческому самовыражению ребенка
  • воспитывает ребенка в доверительных отношениях (говорит о своих чувствах с ребенком, интересуется
    его переживаниями, проблемами), развивает у него позитивное мышление, помогает в разрешении межличностных конфликтов без негативных последствий.
  • учит ребенка общению с другими людьми, взаимодействию в команде, управлению своими эмоциями.
  • заботится о гражданско-патриотическом воспитании, формирует чувство отторжения насилия, создает
    негативный образ и формирует эмоциональное неприятие экстремистских формирований и их лидеров.
  • поощряет участие ребенка в детских и молодежных движениях и объединениях, способствующих его социализации, самоопределению, выявлению интересов, занятию позитивными видами деятельности.
  • поощряет стремление ребенка к созиданию, желание делать что-то своими руками (как альтернатива
    разрушению).

ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ НАЛАДИТЬ КОНТАКТ
С РЕБЕНКОМ

  1. «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ»
    В подростковом возрасте повелительное наклонение при общении («Пора спать!», «Убери телефон», «Выключай компьютер!») вызывает агрессию, обиду. Подросток прекрасно различает, слушаете ли Вы его или сделали вид, что участвуете в разговоре. Всего несколько минут внимательного активного слушания могут Вам помочь. Задавайте вопросы, на которые невозможно ответить «да» или «нет», предполагающие развернутый ответ («Как?», «Какой?», «Почему?», «Каким образом?»).
    Выражайте словами свое эмоциональное состояние или состояния ребенка: «Меня очень волнует…», «Я вижу, тебя огорчает, что…», «Тебе грустно (тревожно, плохо, обидно), я чувствую. Почему?». При «активном слушании» ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
  2. «КОНТАКТ ГЛАЗ»
    Чтобы разговор «состоялся», Ваш взгляд должен встречаться со взглядом ребенка около 60 – 70% всего времени общения. Взгляд, выражение лица — это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Вспомните, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на Ваше лицо и улыбку. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз. Ласковый взгляд, теплая улыбка, переданная взглядом, выражение лица — эта информация также отпечатывается в сознании ребенка, как и сказанные слова.
  3. «ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ»
    Для ребенка очень важен физический контакт. Обнимайте Вашего ребенка не менее четырех раз в день. Многие родители не понимают, как важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют. Не бойтесь, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Теплые прикосновения смягчают душу и снимают напряжение. Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти «медвежьи шалости» не менее важны, чем для девочки «телячьи нежности».
    По мере того, как дети растут, они становятся все более нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, поэтому очень важно не пропустить такие моменты.

Помните! Все, что мы с Вами делаем, должно идти на пользу нашим детям, укреплять
ребенка, а не разрушать его.

 

Дата обновления страницы: 03.02.2022

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122