Школа – территория здоровья!

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у населения — важнейшая социальная задача государственного значения и масштаба в нашей стране.
Важнейшими факторами здорового образа жизни являются физическая культура и спорт. Систематические занятия физическими упражнениями и спортом, укрепляют здоровье и развивают физические способности молодежи, сохраняют здоровье, усиливают профилактику неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания. Особое значение имеет физическая активность человека, регулярная мышечная деятельность, лежащая в основе жизнедеятельности всего организма. Стратегия развития физической культуры и спорта направлена на качественное улучшение физического здоровья населения, и в первую очередь молодого поколения, на основе повышения уровня физкультурно-оздоровительной и профилактической работы среди студенческой молодежи.
Здоровье во многом зависит от образа жизни, в частности от привычек. Полезные привычки помогают формированию гармонически развитой личности, а вредные тормозят ее становление.
К вредным привычкам можно отнести нерациональный режим дня, нерациональное питание, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются употребление наркотиков, курение, злоупотребление алкоголем. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека.

Употребление наркотиков

Наркомания является самой страшной болезнью, беспокоящей всю мировую общественность.
Слово наркомания образовалось от греческого слова narke — оцепенение, сон и слова mania — безумие, страсть, влечение. Наркомания представляет собой хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением лекарственных или нелекарственных наркотических средств, и характеризуется возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением восприимчивости к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости.

Курение

Курение является одной из вреднейших привычек. В табачном дыме содержится более 30 ядовитых химических веществ. Наиболее опасными для здоровья являются никотин, оксид углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты, канцерогенные вещества и другие.

Чаще всего вредное действие табачного дыма связывается с никотином. Никотин является нервным ядом и по силе действия на различные органы и системы человека занимает первое место. Попадая в кровь, никотин активно действует на центральную и периферическую нервную системы. У выкурившего сигарету в первые минуты несколько расширяются сосуды мозга, вследствие чего кратковременно улучшается умственная работоспособность, после чего сосуды сужаются, и происходит ухудшение качества умственной деятельности, появляется опять потребность в сигарете. У людей, которые курят на протяжении длительного времени, отмечают хронические спазматические явления сосудов мозга.
Курение связано с возникновением у людей целого ряда заболеваний и патологий: способствует возникновению раковых опухолей; парализует деятельность клеток центральной нервной системы; вызывает спазм сосудов; повышает артериальное давление и учащает сердечные сокращения; пагубно влияет на половые железы; нарушает кровообращение в нижних конечностях; ухудшает работу всех внутренних органов и т. д.
Для людней злоупотребляющих курением характерны следующие болезни: гипертония; стенокардия; ишемическая болезнь сердца; инфаркт; кариес; хронический бронхит; импотенция; гастрит; рак легких, пищевода, гортани, желудка, печени, почек, нижней губы; одышка и т. д.
Большую опасность для здоровья представляет пассивное курение, когда некурящие находятся в окружении курящих. Курение также несовместимо с регулярными занятиями физической культурой и спортом, поскольку мышечные нагрузки усиливают отрицательное воздействие курения на организм.
Особенно непоправимый вред здоровью наносит курение в детском и подростковом возрасте. Статистические данные последних лет подтверждают, что молодые люди начинают курить во все более раннем возрасте и, как правило, курят много.
Стратегия преодоления этой вредной привычки связывается со сменой сложившихся в молодежной среде стереотипов поведения. Курение должно перестать быть «модным», на это направлены социальные ролики на телевидении, специальные акции в клубах и на дискотеках.

Злоупотребление алкоголем

Еще одной вредной привычкой является злоупотребление алкоголем. Частое и чрезмерное употребление спиртных напитков приводит к алкогольной зависимости. Выделяют три основные стадии развития алкоголизма как болезни.
I стадия. Нарушается работа внутренних органов. Появляются различные отклонения со стороны нервной системы, снижается умственная работоспособность, ухудшается память, внимание, расстраивается сон, возникают головные боли, раздражительность. Происходят функциональные изменения органов, утрачивается контроль, появляется зависимость. Эта стадия носит название начальной (невростенической).
II стадия. Характеризуется более выраженными нарушениями интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы. Возникают алкогольные психозы, дозы спиртного увеличиваются до максимальных. Это средняя, наркоманическая стадия, которая выражается нарушением психики и постоянным пьянством.
III стадия. Ослабление всего организма, утрата эмоций и этических норм. Типичные изменения во внутренних органах. Эта стадия проявляется в запойном пьянстве, с выраженным проявлением психоза, бреда, ревности, утратой потенции.
Для людей, злоупотребляющих алкоголем, характерны следующие болезни: лейкемия, сердечная и почечная недостаточность, гипертония и дистрофия миокарда, тахикардия, дегенерация мышц, язвы кишечника и желудка, цирроз, диабет и другие.
Антисоциальным явлением является распространение алкогольной зависимости среди детей, подростков и молодежи. В ряде случаев алкоголизм у детей и подростков развивается, основываясь на подражании взрослым. Несомненно, в развитии алкоголизма имеют свое место и такие особенности личности, как нравственная незрелость в виде отрицательного отношения к обучению, и низкий образовательный уровень; низкий культурный уровень, узость интересов, отсутствие увлечений, низкие духовные запросы; уход от ответственных ситуаций и принятия решений; утрата жизненной перспективы и путей развития собственной личности.

Школа – территория здоровья!