Советы психолога как продуктивно провести самоизоляцию с детьми и подростками

 

В режиме самоизоляции необходимо соблюдать рекомендации специалистов и реже выходить из дома. Хотя ваши дети, особенно если они подростки, будут рваться на улицу, захотят использовать это время для встреч с друзьями. Им кажется, что внеплановые каникулы жалко проводить дома и можно использовать более приятным и полезным образом.

Пускать на самотек процесс обучения на карантине родителям не стоит. Просто потому, что самим детям организовать себя крайне сложно: психические функции самоорганизации и самоконтроля в юном возрасте еще недостаточно развиты. Рядом должен быть рядом взрослый. К тому же дома много отвлекающих факторов — младшие братья и сестры, игрушки, если речь о младших школьниках, гаджеты, если говорить о подростках. Им, кстати, сконцентрироваться сложнее других: в 12-14 лет снижение интереса к учебе – нормальное явление, хочется больше общаться со сверстниками, а на карантине это сложно, и ребята пытаются компенсировать это соцсетями и мессенджерами.

Не исключены раздражение, плохое настроение, повышение агрессии, что точно не способствует продуктивной учебе. Задача взрослого – помочь выстроить четкий режим дня.

Обсудите с подростком, чем он мог бы заняться во время домашнего обучения.

  1. Составьте список дел или распорядок дня. В качестве необходимых туда необходимо включить он-лайн обучение, выполнение домашнего задания, подготовку к экзаменам, занятия с репетиторами по скайпу, физические упражнения, домашние обязанности. А в качестве желаемых – общение с друзьями он-лайн, фильмы, компьютерные игры, музыка и др. Может быть, ваш ребенок хотел бы чему-нибудь научиться, например, играть на гитаре или снимать и монтировать видеоролики. В этом помогут уроки в интернете.

Важно было бы составлять и план на день: структурирование делает день осмысленным, вам и вашим детям становится понятно, на что потрачено время, что сделано за день, за что себя можно похвалить и чем можно быть довольными.

  1. Если вы и ваш ребенок оказались дома, это возможность больше общаться друг с другом.Обсудите с подростком, чем он хотел бы заняться совместно с вами – возможно, посмотреть какой-то фильм или сериал, заняться совместным творчеством, почитать или послушать книгу, а потом обсудить это вместе.  Возможно  вы захотите приготовите новое интересное блюдо или сыграете в настольную игру. Или просто поговорите по душам, вспомните что-то приятное. Такое общение очень сплачивает, помогает пережить даже самые сложные времена. Сейчас каждому из нас, и взрослому, и ребенку, необходимо спокойствие и собранность. Поддержка в семье поможет пережить все трудности, которые сейчас настали.
  2. Если дома оказались несколько человек, важно, чтобы у каждого было время для автономного существования. Умение быть отдельно и заниматься своими делами – не менее важное умение, чем быть вместе.
  3. Поговорите с подростком,объясните, почему возникли ограничения. Спросите, что он сам слышал, читал и думает про ситуацию с пандемией, есть ли у него какие-то страхи по поводу вируса. Если подросток напуган, вместе обсудите его опасения. В разговоре важно не напугать, не передать свои страхи, если они есть, — так можно лишь усилить его беспокойство, а заодно и свое. Тревоге подростка можно противопоставить простую, понятную ему информацию: вирусы есть всегда, почти каждый год бывают эпидемии гриппа, когда на карантин закрываются классы или школы в различных регионах страны, люди болеют, подавляющее большинство выздоравливает без последствий.
  4. Обратите внимание подростка на соблюдение правил гигиены. При этом не стоит давить, контролировать каждый шаг подростка. Постоянные напоминания могут вызвать протестные реакции и привести к конфликтам. Подросток  перестанет вас слушать, будет игнорировать любую, даже самую важную, информацию, если она исходит от родителей. Если подросток тревожный, чувствительный, частые замечания могут усилить его страхи: он будет уделять чрезмерное внимание мытью рук и дезинфекции гаджетов.

Это путь к тревожным расстройствам. Покажите, что правила гигиены и другие необходимые правила – это то, что соблюдают значимые для него люди, например, его друзья или известные блогеры, музыканты. Их пример может быть более весом для подростка, чем обычные родительские напоминания о том, что делать нужно и чего делать не стоит.

  1. Во время карантина следует поддерживать привычный режим дня, иначе детям будет сложно вернуться к учебному ритму, когда время изоляции закончится. Важно, чтобы подросток вставал и ложился в привычное время, не оставался в кровати большую часть дня.

Важно соблюдать режим труда и отдыха ребенка, своевременно делать перерыв при работе с компьютером, делать гимнастику для глаз и физические упражнения. Поддержание своего тела здоровым и физически сильным – важнейшая задача.

Дистанционное обучение – это нужный навык в современном мире, серьезный шаг в самодисциплину, ценный опыт для вас и вашего ребенка.

Мероприятия по самоизоляции – это временные меры Государства и в ближайшее время мы все вернемся к привычной жизни. Важно поддерживать себя в психологическом равновесии, проводить время дома с максимальной пользой для себя и своих детей.

Для психологического равновесия постарайтесь чаще в своей речи пользоваться позитивными словами, думайте и говорите созидательно, старайтесь в повседневной жизни замечать хорошее, постарайтесь принять происходящую вокруг ситуацию спокойно. Ваше здоровье в ваших руках. Берегите себя и своих близких.

 

Советы психолога как продуктивно провести самоизоляцию с детьми и подростками